Материалы

Как справляться с экодистрессом: советы для родителей и учителей

Экодистресс: информация для родителей и учителей 

Данное руководство предназначено для родителей и опекунов, а также для учителей и всех, кто поддерживает детей и подростков. Здесь вы найдете информацию, которая поможет понять, что такое экодистресс, как распознать его признаки у своего ребенка.Также здесь предложены некоторые рекомендации по поводу того, как помочь им справиться со своими чувствами. 

Важно отметить, что это руководство носит ознакомительный характер, не является описанием медицинских рекомендаций и не заменяет консультации специалистов. Пожалуйста, обратитесь за профессиональным мнением, прежде чем следовать предложениям данного руководства. Если вы подозреваете у себя или у своих детей медицинские или психологические трудности, незамедлительно обратитесь за медицинской или психологической помощью. 

Что такое экодистресс?

Экодистресс (который иногда называют "экотревожностью") - это обобщающее понятие для описания широкого спектра мыслей и чувств, которые люди могут испытывать, когда слышат плохие новости о планете и окружающей среде. (1) Например, о глобальном потеплении, стихийных бедствиях, таких как наводнения, пожары или засуха, об угрозах для животных в результате уничтожения их среды обитания, а также о других мировых проблемах, включая пандемию коронавируса.

Дети и подростки могут испытывать в ответ на эти новости разные чувства, включая тревогу, беспокойство, разочарование, страх, грусть, гнев, уязвимость или неопределенность по поводу будущего. (2)

Чувствовать беспокойство и тревогу по поводу происходящего в мире - это нормально, и это показывает, что вам небезразлична наша планета. Но иногда эти чувства могут становиться чрезмерными, с ними может быть трудно справляться, и вашему ребенку может понадобиться профессиональная помощь в дополнение к поддержке от вас и вашей семьи. Это руководство описывает действия, которые вы можете предпринять, чтобы поддержать своего ребенка, а также сигналы, говорящие о необходимости обратиться за помощью к профессионалу. 

Насколько распространен экодистресс? 

Количество детей и подростков, обеспокоенных окружающей средой, быстро растёт. (3) Экодистресс может повлиять на каждого, и поводом для него может служить что угодно: фотографии природных бедствий, чтение об этих проблемах в интернете или социальных сетях, изучение этих тем в школе или репортаж в новостях по телевизору. 

Нормально ли беспокоиться? 

Да, это совершенно нормально. Некоторые учёные и активисты сталкиваются с подобными переживаниями уже многие годы. 
Экодистресс - это не диагноз и не ментальное расстройство. Тем не менее, профессионалы признают, что он может влиять на психическое здоровье с течением времени. (2, 4) 
Страх и беспокойство - это нормальные эмоции, которые могут помочь нам подготовиться к неопределенным, потенциально сложным или опасным ситуациям. Эти реакции помогают нам выживать и стремиться к благополучию: переходить улицу в безопасном месте, готовиться к экзаменам, объединять усилия в борьбе с эпидемиями, такими как COVID-19. 

Чем экодистресс отличается от повседневных забот и тревог? 

Когда дети и подростки сталкиваются с повседневными сложностями, например, делают что-то впервые, их беспокойство обычно снижается после того, как кто-то их поддержал, воодушевил или они справились с заданием. Они чувствуют, что у них больше контроля над подобными трудностями. 

Однако, сложно предложить воодушевление по поводу таких глобальных проблем, как климатические изменения, ведь они слишком сложные, чтобы справиться с ними в одиночку. (5)

По каким признакам я могу понять, что мой ребенок испытывает экодистресс? 

Они могут испытывать: 
- затрудненное дыхание, чрезмерное потоотделение, тошноту, головную боль, напряжение или неусидчивость; 
- тревогу, страх, панику, настороженность; 
- грусть, слезливость, раздражительность, пессимизм; 
- злость, досаду, гнев; 
- вину, безнадежность, истощение; 
- отстраненность, бесчувственность, апатию. 
Всё это нормально, эти чувства могут появляться и исчезать. 

Они могут думать: 
- "Всё не может быть настолько плохо, насколько говорят учёные"; 
- "Скоро произойдет огромная катастрофа"; 
- о смерти животных и людей; 
- "Взрослые должны делать больше"; 
- о нежелании иметь детей; 
- "Не имеет смысла ходить в школу или строить карьеру"; 
- о своей огромной ответственности за то, чтобы изменить мир и убедить других людей делать то же самое;
- “Они не хотят об этом думать и отключаются каждый раз, когда эти темы поднимаются”.

Вы можете заметить перемены: 
- в паттернах сна и бодрствования; 
- в настроении и уровне мотивации; 
- в энергичности; 
- в способностях к концентрации на таких делах, как домашнее задание.

Что я могу сделать, чтобы помочь своему ребенку? 

1) Поделитесь своим пониманием и принятием ситуации. 

  • Будьте в курсе информации из надёжных источников, например, из проверенных сайтов или от экологических организаций. Помните, что вам не нужно быть экспертами. Если у вашего ребенка есть вопрос об окружающей среде, на который вы не можете ответить, найдите время поискать ответ вместе. 
  • Поговорите с другими о том, как правильно вести такие разговоры с ребенком - выберете подход, который будет соответствовать характеру и возрасту именно вашего ребенка. 
  • Проводите время со своим ребенком в контакте с природой. Это поможет развить желание заботиться, проявлять эмпатию и уважать растения и животных. 

2) Понимайте, проживайте и справляйтесь с чувствами, которые возникают. 

  • Прислушивайтесь к тому, что чувствуют дети и подростки, и принимайте их чувства всерьёз. Объясните им, что их чувства понятны и сигнализируют об их неравнодушии. 
  • Может быть очень трудно видеть огорчение наших любимых. Тем не менее, важно позволить им выражать сильные эмоции, такие как страх, горе или гнев, если ваш ребенок их испытывает. 
  • Удостоверьтесь в том, что в вашей семье забота о ментальном здоровье является приоритетной задачей: 
  • Забота о вашем собственном ментальном здоровье поможет вашим детям научиться заботиться и о своём. 
  • Берегите их здоровье: поддерживайте ежедневный распорядок, полноценное питание, достаточный сон и физическую активность, проводите время с семьёй и друзьями, оставляйте время для творчества.
  • Воодушевляйте их заниматься делами, которые приносят удовольствие и помогают отдыхать. 
  • Вырабатывание ощущение надежды и связанности: 
  • Проводите время на природе всей семьёй. Это могут быть игры или чтение на улице, посадка растений или прогулка по любимым местам. 
  • Разговаривайте с людьми. Находите других родителей или опекунов, которые разделяют ваше беспокойство, и поддерживайте детей и подростков в том, чтобы они делали то же самое. Объединение с другими людьми может придавать сил, повышать самооценку и уверенность в себе. 
  • Напоминайте своему ребенку о том, что много людей работают над решениями, которые помогут сделать мир более счастливым, здоровым и безопасным. 

3) Поддержите их в действиях, какими бы маленькими они ни казались.

  • Напомните своему ребенку, что это ответственность всех людей, а не только лично его или её. Объясните, что они не ответственны за ситуацию или за то, чтобы ее изменить в одиночку. 
  • Если это кажется уместным, поддержите их в том, чтобы выходить на связь с молодежными группами (в вашем городе или онлайн), которые посвящены работе с беспокойством по поводу окружающей среды. 
  • Напомните им, что наши собственные действия важны. Они показывают, что нам не всё равно, что мы хотим изменить ситуацию. Совершение действий поможет нам чувствовать больше контроля, надежды и жизнестойкости. 
  • Вы можете выбрать вместе, какие изменения больше подходят вашей семье, например: 
  • Выращивание цветов, дружелюбных к дикой природе, посадка деревьев или развешивание кормушек для птиц. 
  • Разговоры с ребенком о проблемах климата и окружающей среды, а также о том, как ребенок может говорить об этом со своими друзьями или одноклассниками. 
  • Снижение потребления пластика и производства мусора в семье. Поощряйте друг друга в том, чтобы использовать многоразовые бутылки для воды, носить с собой многоразовые кружки в кафе и многоразовые сумки в магазин.
  • Рассчитайте углеродный след вашей семьи и придумайте способы его снижения. Возможно, вы решите употреблять меньше мяса, покупать меньше вещей, найдете способы использовать вещи повторно, сдавать их на переработку или благотворительность вместо того, чтобы их выбрасывать, а также больше перемещаться пешком, на велосипеде или общественном транспорте. 
  • Составьте план действий всей семьёй и вместе записывайте свои достижения.

Помните, что маленькие изменения способны влиять на многое, и один человек не способен сделать всё в одиночку. 

Когда мне стоит обратиться за дополнительной помощью для своего ребенка? 

Если вам кажется, что вашему ребенку все сложнее справляться со своими чувствами, вам стоит обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Возможно, ваш ребенок испытывает очень сильную тревогу, постоянно сниженное настроение и упадок сил, теряет вес из-за отказа от еды, занимается самоповреждением или сталкивается с суицидальными мыслями. 

В этом случае вам необходимо проконсультироваться с педиатром или терапевтом, поговорить с психологом или поддерживающим персоналом в школе. Они могут посоветовать вам обратиться к психологу или психиатру в государственном или частном учреждении. Некоторые организации проводят консультации онлайн, а многие специалисты оказывают помощь в рамках частной практики. 

Разновидность помощи, которую вам предложат, будет зависеть от того, что именно вызывает тревогу и другие симптомы. 

Проблемы, которые затронуты в данном пособии, также могут вызывать значительный эмоциональный дистресс для взрослых, которые занимаются воспитанием детей, и влиять на ваши отношения. Вы тоже можете обратиться к своему лечащему врачу, найти группы поддержки для родителей и найти информацию на сайте международного Альянса климатических психологов (ссылки указаны в разделе с дополнительной информацией). 

Описание случая 1: история Бена, 12 лет 

Я помню, как слушал новости, когда был младше, кажется, я был в третьем классе. Тогда я услышал о том, в каком состоянии находится мир. Я услышал про тающие ледники про загрязнение атмосферы. 

Это меня очень огорчило, я был подавлен. Иногда я чувствую, что взрослые меня подвели. Я расстроен, злюсь и не знаю, что делать. Сложно быть на позитиве, когда мы оказались в таком бардаке. 

Теперь я больше про это знаю. Люди разрушают мир. Ледники растают, тогда животные вымрут, тогда вымрут люди, а технологий для переселения на другую планету у нас нет, даже если бы была другая планета, пригодная для жизни.

Так что мы должны помочь. Сейчас или никогда. 

Когда я слишком беспокоюсь, я слежу за тем, чтобы делать то, что мне нравится, например, занимаюсь спортом, встречаюсь с друзьями или говорю с папой. 

Мне помогает, когда он напоминает мне, что по всему миру живут миллионы взрослых, которые усиленно работают над решением проблем. 

Мой папа помогает придумывать, что я могу пойти и сделать, например, посадить растения или удостовериться, что я правильно рассортирую мусор. 

Когда я делаю что-то такое, я чувствую себя лучше и радуюсь, что помогаю миру. 

Описание случая 2: история Оливии, 16 лет 

Мне кажется, я всегда была в курсе экологического кризиса, слышала от окружающих, и в школе иногда упоминали. 

Когда я думаю о будущем, я чувствую себя совершенно беспомощной. Я пытаюсь справляться с этим, совершая маленькие изменения, чтобы почувствовать больше контроля над ситуацией - например, я стала вегетарианкой, чаще пользуюсь общественным транспортом и езжу на велосипеде. 

Ещё я часто грущу по поводу утраты, связанной с тем ущербом, который мы причинили окружающей среде, - утраты, которая уже происходит. Когда я посвящаю время обсуждению этого со своими друзьями и уделяю больше внимания природе, это помогает, и, в каком-то смысле, эта грусть помогает мне ещё больше ценить окружающую среду. 

Ещё я чувствую себя виноватой за то, что я в безопасности и не испытываю на себе последствий разрушения окружающей среды. Неужели справедливо, что я являюсь частью проблемы, но сама менее уязвима к ее последствиям? 

Самым полезным для меня было делиться тем, что я чувствую, с другими. После того, как я пошла на свою первую акцию протеста по защите окружающей среды, я почувствовала себя по-другому. Экологический кризис все еще ужасает меня, но когда я увидела и почувствовала, что мы можем менять ситуацию, это действительно помогло мне ощутить поддержку, вернуть себе контроль. Мне стало не так одиноко. 

Мне помогает вспоминать, что ЕСТЬ люди, которые чувствуют себя так же, как я. Мне также важно помнить, что хоть изменения, совершенные кем-то одним, ИМЕЮТ значение, это вовсе не значит, что только кто-то один должен нести на себе это бремя. Как бы банально это ни звучало, нам всем важно действовать сообща. 

Дополнительная информация и ресурсы, которые могут помочь вашему ребенку (примечание переводчика: раздел откорректирован с добавлением русскоязычных источников и ресурсов)

  1. Делитесь пониманием и принятием ситуации

  • Говорите с друзьями, выходите на связь с другими родителями и опекунами или поговорите с учителем своего ребенка, чтобы получить поддержку и понять правильный способ обсуждения этих проблем со своим ребенком. 
  • “Родители для будущего” - это организация, предоставляющая ссылки на ресурсы с достоверной информацией о том, как говорить с детьми, чем можно регулярно заниматься и как объединяться с другими людьми и организациями, включая школы. 
  • Международный Альянс климатических психологов предлагает подкасты в исполнении климатических психологов
  • NASA Climate Kids предоставляет информацию о климате, а также тематические игры и активности для детей
  • National Geographic Kids также предоставляет информацию, ресурсы и игры для детей. 
  • Движение ЭКА - это межрегиональная общественная организация, организующая образовательные проекты и активности для вовлечения взрослых и детей в экологическую деятельность. На сайте представлено множество материалов и практик для семей и организаций, а также предложены ссылки на проекты других русскоязычных зеленых проектов. 

2. Понимайте, проживайте и справляйтесь с многочисленными возникающими чувствами 

  • Посмотрите пособие “Вы можете справиться” от Королевского колледжа психиатров Великобритании о том, как помочь детям и подросткам справляться со стрессом
  • Обратитесь за индивидуальной поддержкой, если сталкиваетесь с экодистрессом. Например, участники Альянса климатических психологов предлагают индивидуальные психотерапевтические сессии. 
  • Mind Ed for Families - это ресурс о ментальном здоровье детей и подростков
  • Бюллетень Всемирной организации здравоохранения о психическом здоровье подростков
  • Бюллетень Всемирной организации здравоохранения о климатических изменениях и здоровье
  • 8-800-2000-122 – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей в Российской Федерации. Телефон доверия действует круглосуточно. Звонок анонимный и бесплатный с любого телефона

3. Решите, что “делать” дальше


Источники

  1. Usher K, Durkin J, Bhullar N. Eco‐anxiety: How thinking about climate change‐related environmental decline is affecting our mental health. Int J Mental Health Nursing. 2019;28:1233-1234. 
  2. Burke S, Sanson A, Van Hoorn J. The psychological effects of climate change on children. Curr. Psychiatry Rep. 2018;20:35.
  3. Lee K, Gjersoe N, O'Neill S, Barnett J. Youth perceptions of climate change: A narrative synthesis. WIREs Clim Change. 2020;11:e641. Available from: https://doi.org/10.1002/wcc.641
  4. Berry HL, Waite TD, Dear KBG, Capon AG, Murray V. The case for systems thinking about climate change and mental health. Nature climate change. 2018;8(1): 282-290. 
  5. Reser JP, Morrissey SA, Ellul M. The threat of climate change: Psychological response, adaptation, and impacts. In Climate Change and Human Well-being. New York: Springer; 2011. pp. 19-42.
  6. Hayes K, Blashki G, Wiseman J, Burke S, Reifels L. Climate Change and mental health: risks, impacts and priority actions. Int J Mental Health Syst. 2018;12:28.

Оригинал руководства: https://www.rcpsych.ac.uk/mental-health/parents-and-young-people/information-for-parents-and-carers/eco-distress---for-parents-and-carers

Благодарность

Данное пособие разработано Редакционным советом по вовлечению детей и семей Королевского колледжа психиатров (Royal College of Psychiatrists’ Child and Family Public Engagement Editorial Board, CAFPEB, Великобритания) в сотрудничестве с Национальным центром сотрудничества по вопросам психического здоровья (National Collaborating Centre for Mental Health, Великобритания). 

Автор пособия: доктор Катриона Меллор (Dr Catriona Mellor)
Благодарность за вклад в разработку пособия: Dr Alan Kellas, Dr Caroline Hickman, Dr Lynne Jones, Dr Bernadka Dubicke, Dr Steve Pearce, Vicki Harris, NeurOx Young People’s Advisory Group

Перевод и доработка раздела “Дополнительная информация и ресурсы”: Дарья Сучилина, психолог проекта “Зеленая психология”